Подобрать товар
Авторские ёлочные игрушки ручной работы
Поиск
Главная \ СТАТЬИ \ Роскошная Хохлома и наша коллекция елочных украшений в Хохломском стиле!

Роскошная Хохлома и наша коллекция елочных украшений в Хохломском стиле!

« Назад

Роскошная Хохлома и наша коллекция елочных украшений в Хохломском стиле!  08.11.2017 12:14

Хохлома - это прекрасный старинный русский народный промысел, зародившийся в конце XVII века на левом берегу Волги близ чудного города - Нижнего Новгорода. 1 Свое название эта роспись переняла от названия деревни, расположенной в Нижегородской области, куда свозили готовые изделия и которая со временем стала крупным центром сбыта хохломской продукции.

Символом Хохломы традиционно является Огненная Жар-птица - сказочный персонаж, приносящий Счастье и Удачу! Однако, каким образом эта «Чудо-Птица» попала и прижилась в нижегородских землях до сих пор доподлинно неизвестно.

 

Согласно одним преданиям появлению Хохломской росписи мы обязаны старообрядцам, спасавшимся в глухих нижегородских деревнях от гонений за «старую веру». Среди них было немало иконописцев и мастеров книжной 2миниатюры. Старообрядцы не только привезли в нижегородские земли древние иконы и рукописные книги, но и принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма, образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера искусно владели токарным делом, передавая из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм и  объемной резьбы по дереву. Так, на рубеже XVII—XVIII искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.3

Согласно второй версии способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, то есть до появления старообрядчества. Из древнерусских документов следует, что в ряде крупных нижегородских ремесленных селах, в том числе в «селишке Семёновское», деревянная праздничная посуда окрашивалась с применением оловянного порошка. Вероятнее всего, такой способ окраски, именуемый «на оловянное дело», сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла. Именно он и оказал влияние на последующее формирование Хохломского промысла.

4Существует еще одно объяснение появления Хохломской росписи, связанное с именем беглого иконописца Андрея Лоскута. По преданию из-за церковных нововведений Патриарха Никона он вынужден был покинуть столицу и осесть в глуши приволжских лесов, где занимался росписью деревянных поделок и иконописью по старому образцу. Слава о Чудо-мастере разлетелась по всей округе и достигла столицы. Узнав про это, Патриарх Никон отправил за непокорным иконописцем солдат, но тот предпочел сжечь себя в избе, нежели покориться. «Искрами изошел, рассыпался Андрей», завещав людям перед смертью сохранить его мастерство. Считается, что «с той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы».

Развитие Хохломского промысла долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова, обеспечить которым мастеров могли только очень богатые заказчики, коими в большинстве случаев являлись монастыри.5

Со временем он приобрел широкую известность, чему в немалой степени способствовали приезжие купцы, которые скупали хохломскую деревянную посуду огромными партиями.

Обилие лесов и близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла. Груженные товаром суда направлялись в города (Городец, Макарьев, Нижний Новгород и др.), славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, 6Персию, Индию и Китай. Англичане, немцы и французы также охотно скупали заволжскую продукцию в Москве и в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Впоследствии Хохлома завоевала и Североамериканский рынок.

В ХVIII веке Хохломская роспись достигла кульминации в своем развитии. Огромный спрос на художественные изделия из Хохломы стимулировал творческий подъем нижегородских мастеров, а также образование большого количества художественных артелей, каждая из которых привнесла в искусство Хохломской росписи свое видение, свою манеру письма.

Несмотря на богатое разнообразие и высокую степень вариативности, Хохломская роспись, в то же время, имеет свои особенности, среди которых: определенная цветовая гамма рисунка с использованием всего лишь нескольких сочных оттенков, высокая художественность композиции, отсутствие строгой геометрии, плавность форм и линий, большая образная выразительность, а также особая технология художественного письма.

Поскольку изначально Хохломская роспись наносилась на деревянную поверхность, специфика стекла не могла не привнести свои коррективы в технологию нанесения хохломского рисунка на елочную игрушку. 7В результате в настоящее время все новогодние украшения, выполненные в Хохломской стилистике, - это ничто иное как различные вариации такого вида Хохломской росписи, как «Верховая Хохлома».

Изумительная россыпь красок, чудесные орнаменты и глубокий символизм Хохломской художественной росписи натолкнули нас на идею создания отдельной коллекции стеклянных елочных игрушек в Хохломском стиле.

Последняя включает в себя следующие виды орнамента:

8Травный рисунок. Основу такого классического орнамента составляют витиеватые тонкие травинки, в ажурном переплетении которых художник выписывает мелкие ягодки, колоски, горошек. Используемая в этом случае цветовая палитра весьма скромна и варьируется, как правило, от двух до трех оттенков.

Рисунок «под листок» или, как его еще называют, «под ягодку». В отличие от предыдущего такой орнамент выполняется более широкими мазками, которые образуют плавные формы листочков. Такой орнамент считается стилизованным, так как художник в особой манере переносит на поверхность новогоднего шара народные мотивы. Наиболее популярными элементами этого хохломского орнамента являются крыжовник, клуб9ника или земляника, гроздья смородины, рябины, а также ромашки и колокольчики. Они располагаются группами, раскидываясь вдоль витиеватого стебля, при этом округлость орнаменту придают вплетения листочков. Примечательно, что такой стиль допускает использование более разнообразной цветовой палитры с добавлением желтого, зеленого, коричневого и белого оттенков.

Орнамент «пряник» - это стилизованное изображение солнца, заключенное в квадрат, ромб или граненую окружность. Такой вид Верховой Хохломы считается более простым в 10техническом исполнении, нежели травяной или ягодный, однако его уникальность заключается в том, что он напоминает оригинальное солнце с лучами, которое всегда находится в движении.

Наряду с традиционными растительными элементами (золотыми и красными сочными ягодами, цветами, веточками) в хохломских сюжетах встречаются также птицы, рыбы и звери.11

В этих, казалось бы несложных и, в то же время, высоко поэтичных сюжетах Хохломской росписи, в ее жизнерадостном строе, нашли воплощение любовь русского народа к природе, его стремление к красоте.

Все это, включая невероятную душевность Золотой осени, с которой ассоциируется Хохлома, мы постарались отобразить в нашей коллекциихохломских елочных игрушек.

Елочные игрушки (Хохлома) от «KatiKo» – это невероятная эстетика елочного украшения, соблюдение всех канонов этой удивительной старинной русской росписи при композиционном построении рисунка; это - виртуозное владение технологией хохломского письма и высочайшее качество исполнения рисунка на всех этапах его прорисовки!

12



768px-Red_copyright.svg  Все материалы представленные на сайте защищены авторским правом.   Любое воспроизведение,  копирование и тиражирование запрещено.

oplata_kartami_ester.jpg